Добрый день, уважаемые читатели! Тема обозначена. Возможно, весьма резко, провокационно, однако, предлагаю поговорить  о том, что такое бизнес-план и нужен ли он вообще. Ни в коем случае не будем превращать этот пост в вялотекущее рассуждение о всех «плюсах» и «минусах» бизнес-планирования, а лучше порассуждаем о создании бизнес-плана что называется «для внутреннего употребления», то есть о документе, предназначенном стать прямым руководством к действию, а не просто очередным документом, пылящимся в сейфе. С завидной периодичностью на разных бизнес-форумах разгораются дискуссии по вопросу, значимости бизнес-плана. Судя по бесконечным обсуждениям, тема является актуальной и на сегодняшний день. Сторонники  бизнес-планирования, иногда не без корысти, утверждают, что без толкового бизнес-плана бизнес не построить. Противников же я бы разделил на 3 категории:

1. «Бизнес-план придумали трусы»

Трудно возразить людям, желающим жить и вести бизнес без плана. При всей неэффективности и рискованности такого ведения дел, это вопрос менталитета, который преодолеть трудно, но стоит попробовать. Говорю об этом не просто для убеждения и рекламы бизнес-плана. В своей работе неоднократно сталкивался с начинающими предпринимателями, которые не признавали бизнес-план как составляющую развития своего бизнеса, а зря. Ведь в процессе нашего сотрудничества и участия в конкурсном отборе субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Бизнес-инкубатора Республики Мордовия в аренду, отношение к обсуждаемому нами документу кардинально меняется.

Давайте немного осветим положительные стороны такого явления как хорошо спланированный бизнес-план:

Исследование рынка позволяет обосновать не только план продаж, но и всю тактику маркетинга - развитие продукта, ценообразование, рекламу и продвижение, организацию продаж и т.д. Можно, конечно, поступить более простым способом: задать вопрос «как мне продавать мою сметану?» на бизнес-форуме. Желающих посоветовать найдётся много, жаль только что советы не знакомых с рынком сметаны в вашей местности ничего не стоят, а разделить риски выполнения своих рекомендаций советчики не торопятся.

Жизнь полна неожиданностей. Если Вы продумаете наиболее вероятные обстоятельства, которые могут помешать выполнению ваших планов (риски), а главное, - действия, которые могут предотвратить или смягчить эти обстоятельства, шансов успешной реализации вашей бизнес-идеи будет гораздо больше. В данном случае предусмотрительность, как говорится, «на вес золота».

Если Вы будете четко представлять требуемые для вашего бизнеса ресурсы, они обойдутся вам дешевле и будут лучшего качества, чем приобретённые впопыхах, в ситуации цейтнота. Это касается и финансов, и кадровых ресурсов - информационных, логистических, и любых других.

Именно в бизнес-плане можно скоординировать развитие разных функциональных блоков. Например, определив объём продаж, подготовить требуемые производственные мощности, а под них соответствующие помещения и персонал.

2. «Я заказал, но толку никакого»

Данная фраза не означает, что бизнес-план всегда является некачественным продуктом составителя и не влечет за собой  положительного результата.

Можно говорить о том, что заказчик часто сам является причиной такой неудачи. Давайте рассмотрим несколько причин, по которым бизнес-план является несостоятельным и безрезультативным.

Самая распространенная из них  – это желание получить серьёзную работу по несерьёзной цене. Выбирая разработчика по объявлениям такого характера как  «любой бизнес-план за 1000 руб.», заказчики неизбежно выходят на сегмент жуликов, продающих чужие, слегка отредактированные бизнес-планы под видом заказных разработок. В некоторых случаях эти подделки решают задачу заказчика, но уж конечно не могут быть представлены инвестору или служить руководством к действию.

Любопытно, что реальные возможности для снижения стоимости заказного бизнес-плана без потери качества, есть. Заключаются они в том, что трудоёмкость, а значит, стоимость создания в значительной степени зависит от требований к документу и той информации, которая у заказчика уже есть. Выяснить эти обстоятельства можно путём короткой беседы с консультантом или заполнив небольшой вопросник.

Еще одной причиной составления некачественного бизнес-плана является то, что заказчик с исполнителем не смогли до начала работы чётко согласовать её результат. С этой целью к договору обычно прикладывается структура или оглавление будущего бизнес-плана. Если у вас есть особые требования к результату, включите их в ясном виде в это приложение и вероятность взаимного удовлетворения существенно повысится. Заказчик тоже должен приложить свои силы и средства в процесс работы по бизнес-планированию в целях получения качественного результата.

Со своей стороны хочу порекомендовать заказчикам бизнес-планов (опять же исходя из личного профессионального опыта): не забудьте, что бизнес-план нужно выполнять и выполнять качественно. Качественно – это значит профессионально, надежно, экономично. Бизнес-план должен стать руководством к действию, но не догмой. В зависимости от полученных результатов, изменяющейся рыночной конъюнктуры, опытный предприниматель обязательно должен корректировать свои планы. А вот если не отслеживать, фактическое выполнение планов, не мониторить рынок, то через короткое время бизнес-план может потерять свое назначение и винить в этом исполнителя будет не правильно.

3. «Я делал сам, но получилось плохо»

Чтобы Ваш бизнес - план был удачным нужно обратиться к специалисту. Конечно, неплохо, когда Вы сами пытаетесь набросать проект бизнес-плана, но в силу отсутствия специальных навыков и знаний в той или иной области, скорее всего, он будет нерезультативным. Действительно, даже забавно бывает иногда читать перечень ошибок, которые совершил начинающий разработчик. И в завершении нашего разговора хочется сказать о том, что суть бизнес-плана многие предприниматели понимают по-разному. Важно, определив эту суть, не отступать от неё, пытаясь добиться намеченных планов. Только в этом случае у предпринимателя есть возможность добиться успеха, систематически увеличивая свои доходы.

 

Подводя итог вышесказанному, цитируя гения Шекспира, отмечу: «быть или не быть» - планировать или не планировать решать Вам, однако важно помнить одно: «Хорошо спланировано — наполовину сделано». Готов продолжить дискуссию в комментариях…